Управление профессиональными рисками – дело общее

18.05.2022
Управление профессиональными рисками – дело общее

 «Делай, что должен, и будь, что будет!»

 

Каждый день по дороге на работу, я наблюдаю, как в пекарне, расположенной на перекрёстке, продавщица с огромной любовью и трепетом раскладывает свежеиспеченный хлеб и выпечку на прилавке. Как только стрелка на часах показывает 8:00, в маленькой булочной выстраивается очередь. Девушка-продавщица, улыбаясь покупателям, не только продает хлеб, но и дарит хорошее настроение. Однажды наблюдая за данным процессом, я даже пропустила зелёный сигнал светофора, стояла и думала: как же это здорово, когда человек так любит свою работу!


К чему это я? А к тому, что как бы сильно специалист ни любил свою работу, все-таки он должен заниматься именно своим делом. Обращу внимание, что продавщица в пекарне только лишь выкладывает выпечку на витрину и взаимодействует с покупателем, но она не закупает сырье, не выпекает хлеб и не занимается его доставкой до пункта продажи. Чтобы горячий, ароматный хлеб попал в руки потребителя, требуется согласованная работа многих участников процесса: пекарей, доставщиков, продавцов и др. Эффективность процессов в организации достигается только в результате слаженной работы всех структурных и функциональных единиц. Потому что процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности.


Переведу фокус на процессы обеспечения безопасности труда на предприятии. Очень часто сталкиваемся с мнением, что раз требования законодательства касаются охраны труда, то и заниматься ими должны специалисты по охране труда. На самом деле процессы, связанные с охраной жизни и здоровья сотрудников – это общее дело и высшего руководства предприятия, и руководителей структурных подразделений, и специалистов по охране труда, и, конечно, самих сотрудников. Нельзя возложить всю деятельность в полном объеме на плечи специалиста по охране труда. Его задача, в первую очередь, осуществлять контроль соблюдения требований.


С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения законодательства, в том числе в части риск-ориентированного подхода. Представители государственной инспекции труда будут активно проверять исполнение требований Трудового кодекса (раздел Х) и Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 № 776н. И вновь, все взгляды устремились в сторону службы охраны труда. Кто как ни они должны заниматься этим никому не понятным делом. Довольно часто к нам на линию консультации обращаются пользователи с вопросами не только по функционалу программы, но и в части методологии проведения работ по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков. Так и хочется закричать: ну не может специалист, в единственном лице, учесть все опасные события на предприятии, провести их оценку и разработать мероприятия по управлению рисками! Давайте разберемся, кто и чем, всё-таки, должен заниматься.


Во-первых, в части методологии оценки рисков существуют нормативные документы, которыми можно руководствоваться в данном направлении:

  • ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска
  • ГОСТ 12.0.230.4-2018 Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ
  • ГОСТ 12.0.230.5-2018 Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.


В приведенных документах можно найти хоть какую-то формализацию требований. Также может оказаться полезен Приказ от 28.12.2021 № 926. В нем содержатся рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков. На основании вышеуказанных документов в организации должна быть создана и утверждена процедура оценки рисков.


Во-вторых, на предприятии должна быть сформирована комиссия, или так называемая рабочая группа, которая будет принимать участие в работах по идентификации опасностей и оценке рисков. На многих предприятиях состав рабочей группы обозначен лишь формально на бумаге, фактически все бремя нелегкого процесса оценки профессиональных рисков несет на своих плечах специалист по охране труда. На этом месте вновь акцентирую внимание на том, что для выявления всех имеющихся опасностей и оценки уровней рисков, необходима организованная командная работа. Поэтому в состав рабочей группы, помимо незаменимого специалиста по охране труда, обязательно должны входить руководители и работники структурных подразделений, специалисты по оборудованию и производственным процессам. Ведь именно они владеют наиболее достоверной информацией о всевозможных опасных событиях, которые могут произойти на рабочих местах.


Складывается впечатление, что в данной статье вся ответственность перекладывается со специалиста по охране труда на руководителей структурных подразделений и других представителей предприятия. Но это не так. Речь идет об участии руководителей и специалистов организации в выполнении работ по выявлению опасностей и оценке рисков на рабочих местах. Но планирование, определение методологии оценки рисков, документирование, контроль и анализ должен взять на себя именно специалист по охране труда, как представитель системы управления охраной труда на предприятии.


В-третьих, на предприятии должна быть организована и проведена работа по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков. На работодателя возложена еще большая ответственность. В трудовом кодексе черным по белому написано: Работодатель должен проводить оценку профессиональных рисков, но каким образом – не обозначено. Несоблюдение требования по оценке и управлению профессиональными рисками грозит для организации штрафами. Если при проверке ГИТ получит минимальные подтверждения, что оценка проведена, то вопрос будет закрыт. Но, если на предприятии произойдет несчастный случай, то работодателя вновь ждет штраф. Значит где-то что-то не учли, не выявили опасности, не так оценили риск, не предприняли соответствующих действий, разработали не эффективные меры и т.д. Но как понять все ли сделано верно и все ли учтено? На самом деле ответа на данный вопрос нет. Поэтому необходимо подойти к процессу управления профессиональными рисками достаточно серьезно, ведь главной его целью является снижение вероятности возникновения неблагоприятного события, исключение опасностей для жизни и здоровья работников и сведение травматизма к нулю. Для более детального анализа можно использовать информацию об источниках опасностей на рабочих местах и существующих вредных факторах.


Специалисты многих предприятий, от непонимания, каким образом обеспечить выполнение требований, обращаются за оказанием услуг по оценке профессиональных рисков к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, так как эти направления тесно связаны между собой. Но разница в том, что проводить СОУТ имеет право только аккредитованная лаборатория, а оценку рисков возможно осуществить собственными силами предприятия. И последний вариант позволит сделать это более осознанно, учесть множество нюансов и наиболее точно оценить вероятность возникновения опасных событий. В ГОСТ 12.0.230.5-2018 приведены требования к участникам комиссии по оценке рисков. Лица, проводящие оценку риска, должны знать:

 

а) область и специфику деятельности, а также цели организации
б) требуемые и доступные ресурсы для выполнения оценки риска
в) способы включения процедур оценки риска в процессы управления организацией
г) методы оценки риска и способы их применения
д) способы регистрации и анализа результатов оценки риска
е) критерии установления допустимого риска, связанные с требованиями национального законодательства или установленные организацией самостоятельно
ж) методы и способы управления рисками


Более того, процесс не заканчивается на оценке рисков. Наиболее важным этапом является разработка мероприятий по управлению ими. А самое главное, что выполнение всех этапов работ, включая идентификацию опасностей, оценку рисков и разработку мер управления, должно осуществляться не периодически, а непрерывно. Сторонней организации будет очень сложно обеспечить эту самую непрерывность.


По сути, для построения процесса управления профессиональными рисками в организации, достаточно лишь ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими методологию проведения работ.


Если еще и автоматизировать вышеописанные процессы, то работать станет вдвойне приятнее и даже самый нелегкий труд специалиста по охране труда будет осуществляться с творческим подходом. Наилучшим помощником в этом непростом деле может стать программный продукт «Система управления профессиональными рисками».


В программе уже заложены механизмы автоматизации по планированию работ, идентификации опасностей, оценке рисков и разработке мероприятий по управлению.


При формировании графика проведения работ можно учесть все подразделения в соответствии со штатным расписанием организации.

 

 

 

Провести идентификацию опасностей по объектам оценки, будь это структурное подразделение или отдельное рабочее место. Опасности не придется заносить вручную, для этого в программе имеется Перечень по приказу № 776н с указанием предупредительных мер управления.

 

 

 

В типовой версии программы заложены три методики оценки рисков, при этом пользователь может самостоятельно выполнять настройки шкал, используемых при оценке.


Если в одной информационной базе ведется учет по нескольким организациям, в каждой из которых применяется своя методика, то есть возможность выполнить настройки отдельно для каждой организации.

 

 

 

Получить весть комплект печатных форм документов для предоставления инспектору ГИТ можно буквально по нажатию одной кнопки.

 

 

 

Также в программе можно формировать аналитически отчеты и анализировать неблагоприятные события, как предпосылки к внеплановой оценке рисков.

 

 

 

Мы, специалисты проекта ot-soft.ru, тоже очень любим свою работу. Команда разработчиков, менеджеров и методистов вкладывает много усилий в развитие функционала программы, в общение с каждым пользователем, обратившимся на линию консультации, в каждую встречу с потенциальным клиентом. Каждый из наших специалистов занимается своим делом, но у нашей команды есть общая цель – сделать так, чтобы пользователи программного продукта могли выполнять свою работу с ещё большей отдачей и удовольствием!

 

Источники:

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
ГОСТ 12.0.230.4-2018 Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ
ГОСТ 12.0.230.5-2018 Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ

 

 

 

 

 

Андреюк ЕленаАндреюк Елена

Методист по программным продуктам