«А – автоматизация» или специальная оценка условий труда без особого труда

29.10.2021
«А – автоматизация» или специальная оценка условий труда без особого труда

На написание данной статьи меня подтолкнул вопрос на форуме специалистов по охране труда: «Как с наименьшей трудоемкостью и с помощью каких документов закрыть вопрос, касающийся специальной оценки условий труда, если на предприятии изменились наименования должностей и структурных подразделений».


В ответ «посыпались» самые различные комментарии и советы: провести внеплановую специальную оценку, оформить соответствующие протоколы и приложить их к имеющимся картам специальной оценки или просто уволиться с текущего места работы.


Скорее всего, покинуть рабочее место специалиста по охране труда и уйти от проблемы – самый простой выход из ситуации. Но все же давайте разберемся.


Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.


Таким образом, на основании решения комиссии, должен быть составлен Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки и Приказ об утверждении Акта. Вроде бы ответ на интересующий вопрос получен. Но не будем забывать, что такой акт должен быть оформлен для каждого рабочего места, на котором прошли изменения. На предприятиях, где организовано большое количество рабочих мест, этот «бумажный труд» вновь ложится на плечи специалиста по охране труда. Похоже, настала пора охранять труд самих специалистов по охране труда.


Если задуматься, ведь это не единственная трудность, с которой могут столкнуться специалисты при ведении учета условий труда на рабочих местах.


Какое количество времени занимает сама подготовка перечня рабочих мест, на которых должна быть проведена специальная оценка! Ведь нужно поднять все карты по предыдущей специальной оценке, проанализировать количество работников, закрепленных за рабочими местами, определить количество из них женщин. А что уж говорить про сроки проведения. Для их отслеживания специалист держит всю информацию либо в голове, либо на бумаге, ну в лучшем случае, в таблице Excel. А ведь все эти процессы, уважаемые коллеги, могут быть автоматизированы! На дворе XXI век, пора уже заканчивать с ведением учета «на коленке». Можно передать часть функций по осуществлению контроля автоматизированной системе, избавиться от бумажной рутины и формировать необходимые документы без дополнительных трудностей.


А помочь в этом могут разработанные ООО «Информ Центр» программные продукты из линейки «Охрана труда для 1С: Предприятие 8».


Программа позволяет автоматизировать деятельность по ведению учета условий труда на рабочих местах, буквально за пять шагов.


Шаг 1. Создаем рабочие места.

Для создания рабочих мест в программе имеется обработка, позволяющая сформировать рабочие места в соответствии со штатным расписанием организации.


Специалисту по охране труда не придется контролировать изменения штатного расписания, программа сделает это за него. При появлении новых профессий и должностей или их исключении из штатного расписания, появится соответствующая задача: создать новое рабочее место или установить для имеющегося признак «не используется».

 

Формирование рабочих мест по штатному расписанию

 

В каждом из рабочих мест можно указать аналоги, используемое оборудование, применяемые материалы, осуществляемые виды работ, а также закрепить сотрудников, которые на них работают.

 



Шаг 2. Закрепляем сотрудников.

Программа не оставит без внимания и кадровые состояния сотрудников. При поступлении нового сотрудника она предложит закрепить его за соответствующим рабочим местом, уволенных сотрудников, напротив, предложит открепить, а сменивших должность – переместить на другое рабочее место.

 

Помощник закрепления сотрудников за рабочими местами



Шаг 3. Выполняем подготовку проведения специальной оценки.

И вновь никакого ручного труда. Программа поможет сформировать перечень рабочих мест с указанием всей необходимой информации. В перечень будут включены рабочие места, по которым специальная оценка ранее не проводилась и рабочие места, срок действия специальной оценки которых уже подходит к концу.

 

Подготовка проведения специальной оценки


При заполнении табличной части документа, можно сформировать необходимые печатные формы для предоставления в организацию, проводящую специальную оценку.

 

Перечень рабочих мест накоторых проводится спецоценка



Шаг 4. Загружаем результаты специальной оценки.

На данном этапе, буквально по нажатию одной кнопки, можно загрузить в программу все документы с результатами специальной оценки: сводную ведомость, карты специальной оценки, идентификацию вредных и (или) опасных производственных факторов, протоколы измерений (оценки).

 

Загрузка результатов СОУТ



Шаг 5. Оценка состояния рабочих мест.

Контроль результатов проведения специальной оценки можно осуществлять с помощью отчета, в котором отображаются все рабочие места организации, классы условий труда, закрепленные сотрудники, а также даты проведенной и последующей специальной оценки.


Специалисту по охране труда останется только лишь отслеживать периодичность проведения очередной специальной оценки и, опять же, не самостоятельно, а с помощью помощников, реализованных в программе. Как только подойдет срок очередной специальной оценки, появится соответствующая задача с указанием списка рабочих мест.

 

Помощник проведения специальной оценки



И даже при возникновении ситуации, как у автора вопроса на форуме, программа позволит быстро сформировать акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Если у рабочего места изменились не только наименования профессии или подразделения, но и условия труда, то в данном случае программа предложит провести внеплановую специальную оценку.

 

Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда



Таким образом, всего пять шагов помогут автоматизировать деятельность и сохранить нервные клетки специалиста по охране труда.

 

 

 

 

Андреюк ЕленаАндреюк Елена

Методист по программным продуктам