Внедрять нельзя ждать!

13.10.2020
Внедрять нельзя ждать!

Где поставить запятую? Традиционный для заголовков вопрос теперь стал предметом споров и для специалистов охраны труда.

 

Что же делать сейчас? Внедрять или подождать?

 

С одной стороны, требования законодательства в области охраны труда не выполнимы без должной автоматизации, да и сами требования уже предполагают наличие у предприятия возможности ведения учета и сдачи отчётов в электронном виде.

 

С другой стороны, сейчас очень много идет разговоров об изменении законодательства, регуляторной гильотине, отмены старых нормативных актов.

 

В этой статье я постараюсь разобраться в вопросе: «Стоит ли сейчас заниматься внедрением программы автоматизации охраны труда и промышленной безопасности?»


Все законодательство меняется и это стоит автоматизировать


Все изменения законодательства проводятся для следующих целей:

Первое – снижение травматизма и сохранение здоровья работников.
Второе – снижение регулирующей нагрузки на работодателя.



Достигать этого Минфин планирует решением следующих задач:

  • Совершенствование требований охраны труда с учетом современного уровня технологического развития;
  • Внедрение риск-ориентированного подхода;
  • Устранение дублирований в нормативных правовых актах Минтруда РФ, Ростехнадзора и Роспотребнадзора;
  • Введение экспериментального правового режима для некоторых видов экономической деятельности с временным отказом от проверок территориальных органов Роструда.


Все это в своем докладе рассказал Молебнов Георгий Владимирович, Директор департамента условий труда Министерства труда и социальной защиты РФ.


Если проанализировать, что будет меняться, то из доклада мы узнаем:

  • Новая модель регулирования подразумевает введение нового порядка обучения по охране труда и проверки знаний, утвержденного постановлением Правительства РФ.
  • Введение Единых норм выдачи СИЗ для всех видов экономической деятельности и Правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты. Переходный период к Единым типовым нормам предположительно составит 3–5 лет с апробацией в рамках пилотного проекта в отдельном регионе или отрасли.
  • Кроме того, планируется пересмотр и актуализация Правил по охране труда с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технического развития, а также, замена типовых инструкций на Единую структуру инструкции по охране труда.


Новая модель не отменяет необходимость автоматизации, напрямую указано, что техническое развитие тормозится устаревшими инструкциями, большим количеством дублирующих друг друга и противоречивых нормативных актов. Сокращение инструкций, норм, требований повысит необходимость следовать им.


Изменения законодательства не приведут к изменению сути процессов.

 

В автоматизации процессов применим процессный подход к управлению, от описания контекста предприятия, постановки целей, до организационных мероприятий и улучшений по результатам оценки рисков. Это заложено не столько в изменяемых нормативных актах, сколько в стандартах к системам управления серии ISO 9000, ISO 45000.

 


 
Из предполагаемых изменений законодательства следует, что основной федеральный закон - трудовой кодекс, остается и все требования к работодателю никуда не денутся.

 

Проанализируем, как будут меняться или отменяться требования, которые требуют автоматизации:

 

Специальная оценка условий труда введена в 2014 году и к 2020 году в соответствии с Федеральным законом 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. должны быть оценены условия труда на всех рабочих местах. Этот массив данных не должен стоять мёртвым грузом на полках, а может быть использован для разработки мероприятий охраны здоровья, в том числе для эффективного использования СИЗ. Получение и обработка результатов специальной оценки работодателям уже сейчас требуется для установления гарантий и компенсаций работникам, а в будущем без этих данных не обойтись для обеспечения мероприятий по охране труда.


Обучение по Охране труда сейчас проводится в соответствии с постановлением 1/29. Принятие нового порядка обучения планируется в 2021 году. Однозначно, что вопросами подготовки персонала безопасным методам работы на предприятии нужно будет заниматься дальше. Будет изменен порядок обучения. Необходимость учета имеющихся у сотрудников допусков, проведенных им обучений и знаний остается. Программа очень гибко настраивается на порядок, очередность и периодичность обучения. Правила безопасности меняются, но не отменяются. В автоматизации этого процесса, при новом порядке обучения, потребность у предприятия останется, а отслеживать сроки и состав обучения необходимо уже сегодня. Особенно это актуально при высокой ротации персонала, проведении работ с повышенной опасностью, выполнении подрядных работ, важно не пропустить и не попасть на недопуск работников к выполнению заданий.


Специальная одежда и СИЗ на предприятии составляет большую часть затрат на охрану труда и занимает большую часть времени специалистов разных служб при контроле обеспеченности и планировании. В 2021 году планируется отойти от списочного подхода и заменить 64 отраслевых ТОНа на единые нормы. Изменения позволят работодателю снизить нагрузку за счет применения СИЗ исходя из риск-ориентированного подхода. Таким образом, в процессе обеспечения, планирования закупок СИЗ, учета антропометрических данных работников, учета сроков носки и ведения учета СИЗ в эксплуатации ничего не изменится, без автоматизации этот процесс сейчас эффективно не выполнить. Зато процессы нормирования, установки локальных норм потребуют автоматизировать еще и управление профессиональными рисками и использовать результаты СОУТ. В новых условиях работа без автоматизированной системы будет еще сложней.


Медицинские осмотры регламентируются Приказом Минздрава 302Н. Сейчас уже опубликован проект приказа 302Н в новой редакции. Основные изменения в автоматизации процесса связны с тем, что теперь перечень контингента нужно будет составить, основываясь на результатах специальной оценки и с учетом выявленных вредных веществ и видов работ. В интернете, при обсуждении нового текста приказа, многие специалисты сходятся во мнении, что бумажной работы будет больше, следовательно, автоматизация процесса медосмотров просто необходима. Рассматривается законопроект, позволяющий применение автоматических комплексов проведения медосмотров и телемедицины на предсменном медосмотре.


Управление профессиональными рисками - относительно новое требование и не так давно появилось в Приказе №77 по обязательным проверкам. Этот процесс не так жестко регламентирован и методика его проведения оставлена на откуп работодателю. Однако, теперь на результатах этого процесса будут завязаны обоснованность выдачи СИЗ и не только. Вести учет профессионального риска придется по каждому рабочему месту, опираясь на те же виды работ, выявленные вредные и опасные производственные факторы. А еще необходимо учесть различные факторы и источники опасности, вплоть до времени контакта опасности и работника. Как видим и тут без автоматизированного процесса никуда не деться.


Допуски к работам повышенной опасности, как и прежде остаются важным элементом обеспечения безопасности и в законодательстве предполагается закрепить возможность электронной формы допуска.


Автоматизировать охрану труда эффективно

 

Действительно, на начальном этапе предприятию придется вложиться в приобретение и внедрение программного продукта. Стоимость внедрения зависит от разных факторов и в первую очередь - от количества специалистов, труд которых будет автоматизирован и от количества работников, безопасность которых будет учитывать программа.

 

В результате внедрения программного продукта кроме того, что будет снижена рутинная бумажная работа у специалиста по охране труда, еще и будет положительный эффект от экономии на специальной одежде, на своевременности обучения, на точности и своевременности планирования спецоценки по каждому рабочему месту, а не скопом по подразделению. Уменьшится вероятность нарушения и, как следствие, получения штрафов. Если посчитать экономический эффект, то затраты на внедрение программы окупаются за 1-2 года её эксплуатации, и можно сделать вывод, что чем быстрее приступить к автоматизации, тем меньше экономических потерь будет на предприятии.


Внедрённая программа будет соответствовать новым требованиям.

 

Все программы имеют свой жизненный цикл. Начинается он с проектирования задач, которые программа должна решать. Функциональность программы определяется на начальных стадиях и, как правило, со временем охват и степень автоматизации процессов, заложенных в программе, только увеличивается. Для этого разработчики изучают новые требования и адаптируют программу под эти требования.

 

Соответственно, как только происходит изменение законодательства, программа тут же выходит в виде нового релиза с уже встроенными в неё необходимыми изменениями. За год может пройти 3, 4, а иногда и больше обновлений. При этом технология обновления предусматривает возможность соединить то, что было доработано для предприятия с тем, что было изменено в типовом решении. Это позволяет гарантировать, что у пользователя внедренное решение будет в актуальном состоянии.


Делаем вывод

Внедрение программ для автоматизации процессов в охране труда уже некуда откладывать. Если еще в 2020 году не сформулировать необходимую базу, не развернуть функционал и ИТ инфраструктуру и не научить персонал работе в автоматизированной системе, то изменения законодательства принять в работу и исполнять будет сложнее.  

 

 

 

Дмитрий ПросвирнинДмитрий Просвирнин

Руководитель ООО «Информ Центр»